Пушкин не знал Вермеера. И Гоголь не знал. И Лермонтов. И даже Достоевский! Потому что картины Вермеера сделались знаменитыми только в 1860-х благодаря французскому критику Торе, писавшему под псевдонимом Виллем Бюргер. О художнике, на выставку которого в Ряйксмюзеуме в прошлом году было куплено двести тысяч билетов еще до ее открытия, поговорили на онлайн-встрече с Романом Григорьевым, филологом и искусствоведом. Разговор был о художнике, любимом и ценимом современниками, но никогда не достигавшем популярности Рубенса или Рембрандта. О странностях биографии человека, проведшего весь свой век в родном городе и не ездившим учиться в Италию, оставившем своей вдове много долгов, а будущим зрителям – 34 картины (и это не точно). О вопросах веры в Республике Соединенных Провинций и о том, как это помогает смотреть картины Вермеера. Ну и, разумеется, о том, кто такая девушка с сережкой (а также жемчужная ли она, кто такие сережки носил и что произошло с картиной за 350 лет ее существования).